Всего 56% интернет-магазинов используют электронные платежные системы: исследование INTERMONTE
Сотрудники компании интернет-маркетинга и рекламы на аутсорсе INTERMONTE изучили способы и механизмы приема платежей среди ста крупнейших интернет-магазинов России. Исследование проводилось на основе торговых площадок из рейтинга Data Insight и Ruward — это интернет-магазины одежды, детских товаров, бытовой техники, товаров для стройки и ремонта.
Они занимают большую часть всего оборота онлайн-торговли, поэтому изучать, как устроен процесс оплаты у них, показательно и полезно для всех игроков рынка.
Во время исследования во внимание брались разные параметры: от количества доступных платежных сервисов до оформления страницы “Оплата”.
Способы оплаты
Банковские переводы и интернет-банкинг
У всех протестированных магазинов есть оплата банковскими картами и наличными. Однако только 19% предлагают использовать сервисы интернет-банкинга, например, Альфа-Клик, Сбербанк-Онлайн, Русский стандарт и т.д.
У 81% интернет-магазинов не подключены сервисы онлайн-банкинга. Они дают возможность совершить оплату только с банковской карты.
Электронные деньги
Только 56% респондентов дают возможность расплатиться электронными деньгами. По всей видимости, в будущем с распространением банковских карт электронные деньги будут становиться еще менее востребованными в интернет-магазинах.
Оформление страницы “Оплата”
Примечательно, что не у всех топовых интернет-магазинов рунета есть отдельная страница с условиями оплаты. У 6% магазинов ее вообще нет. Здесь не учитывались магазины, в которых нельзя оплатить заказ на сайте, например, там, где товар выдается только в ПВЗ. Нередко встречаются магазины, где страница оплаты и доставки совмещены или про условия оплаты упоминается вскользь.
Группировка способов оплаты
Поскольку способов оплаты сегодня много, их группировке надо уделять должное внимание, иначе пользователю будет неудобно найти нужный способ. Большинство магазинов (65%) сортируют способы оплаты по типам: оплата наличными, безналичный расчет, электронные деньги.
Каждый тип включает один или несколько видов. 8% магазинов не разделяют способы оплаты на группы, а размещают их по популярности: от наличных и банковских карт до малоиспользуемых электронных платежных систем. Остальные интернет-магазины располагают способы оплаты вразброс, что усложняет поиск нужного.
Способы оплаты сгруппированы по вкладкам:
Способы оплаты расположены вразброс, ориентироваться сложнее:
Логотипы
Размещать лого доступных способов оплаты в футере — привычно для разработчиков и удобно для пользователей, особенно, если это мобильные покупатели. Если покупатель видит знакомый лого Mastercard или Webmoney, он может не вчитываться в условия оплаты и спокойно выбирать товары, потому что знает: заплатить можно без проблем.
Но только 26% респондентов размещают логотипы платежных систем в футере. Еще 7% указывают логотипы только на странице оплаты. Остальные интернет-магазины не используют лого платежных систем.
Безопасность
Конфиденциальность банковской информации клиента — святая святых любого интернет-магазина. Сегодня все лидеры онлайн-рынка рунета используют сертификаты безопасности для шифрования платежей, но не все пишут про это на сайте.
Лишь 14% протестированных магазинов пишут о безопасности — об SSL-сертификатах, о специальных шлюзах для передачи информации, о том, что секретные данные карты покупателя сохранятся в тайне даже от магазина.
Предоплата и постоплата
Оплата товара при получении или наложенный платеж по-прежнему остаются популярными способами расчета. По статистике, около половины всех заказов в интернет-магазинах оплачиваются при получении: кто-то не доверяет продавцу, кто-то хочет сначала посмотреть товар и убедиться, что он подойдет, а кто-то пока так и не обзавелся банковской карточкой или не научился с нее платить.
Склонять покупателей к предоплате на сайте — один из способов увеличения прибыли для интернет-магазина. Если клиент внес предоплату, он вряд ли откажется от заказа и магазин не потеряет деньги. Ритейлеры это учитывают и придумывают разные способы, чтобы стимулировать клиента платить онлайн.
Но среди магазинов из нашего исследования такая практика не распространена. Всего 3% интернет-магазинов за покупку онлайн готовы сделать скидку или оформить бесплатную доставку. Еще 3% в условиях оплаты пишут, что при расчете банковской картой комиссия не взимается — это тоже стимулирует платить онлайн. Остальные 94% не предпринимают ничего, чтобы клиент сразу заплатил им деньги.
Больше порадовало обслуживание в интернет-магазинах при постоплате. 31% респондентов дают возможность оплатить товар при получении картой — не только на ПВЗ или в магазине, но и, если товар принес курьер. Мобильные терминалы есть уже почти у всех, и это радует, потому как снимать из банкомата и носить с собой наличные покупателям неудобно.